Центр Преодоление > УЧИМСЯ ВМЕСТЕ > ПОДВОДИМ ПЕРВЫЕ ИТОГИ — 2

ПОДВОДИМ ПЕРВЫЕ ИТОГИ — 2

Рубрика: УЧИМСЯ ВМЕСТЕ

Продолжаем рассказывать о реализации проекта — победителя конкурса Фонда Президентских грантов — «Учимся вместе». Проект направлен на оказание социально-психологической поддержки димитровградским семьям, воспитывающим детей-инвалидов с ментальными особенностями, повышение родительских компетенций и содействие формированию позитивных установок на дальнейшее развитие и социализацию их детей.

Этот проект многому научил и родителей — участников семинаров, мастер-классов и консультаций. Кратко и по-порядку: вот основные пункты:

1) Начиная домашнюю терапию, важно определить приоритеты: какие навыки развивать в первую очередь. Основная цель была определена так: развивать навыки коммуникации и интерес к общению и обучению через игру. В любую деятельность можно привнести элемент игры, так что остаётся только развить и закрепить привычку следовать принципу игровой терапии.

2) Ведите отчетность: сколько раз позанимались за день, сколько времени посвятили занятиям, как прошли занятия. Дело в том, что часто будет казаться, что, несмотря на все старания, ничего не достигнуто. И тогда собственные усилия могут показаться тщетными и ненужными, опускаются руки, и нет желания заниматься. Подумайте о стратегиях, которые позволят избежать обесценивания Вашей работы (а это серьезная и важная работа!). Из практики: в начале, потратив полдня на безуспешные попытки поиграть с ребенком, будет ощущение полного фиаско, так как дети часто почти не реагируют на действия взрослого. Станет намного легче, когда введете ограничение по времени (1 занятие длится 20 минут) и описание каждой деятельности (как реагировал ребенок, во что пытались играть). После игровой сессии обязательно выделяйте время на восстановление и перерыв для себя на 15 минут. Можно придерживаться — 6-7 сессий в течение дня. Важно вести записи и отмечать прогресс.

3) Найдите то, что вдохновляет Вас: заведите папку с историями об успехах в абилитации других детей с РАС. Чтение этого материала придает сил и уверенности, что мы движемся в правильном направлении.

4) Максимально разгрузите себя в бытовых вопросах. Например, готовить все ужины в выходной день, пока ребенок с папой. В течение недели останется только разморозить. Освободите пространство и организуйте его так, чтобы было легко и быстро прибраться: диван из кожзама, который легко отмыть, минимум мебели, несколько выдвижных ящиков, куда можно быстро убрать игрушки.

5) Важно также сделать пространство квартиры безопасным: детские замки на двери комнат, а также замки на выдвижные ящики, низкие диваны и кровати, столы и тумбы с закругленными углами и много пространства для ребенка, где побегать, трамплин, на котором безопасно прыгать и т.д.

6) Определите какой Вы родитель: соответствует ли Вашему характеру больше свободная и творческая игра или же, все-таки, Вам важнее структура и последовательность с четкими инструкциями и отчетностью, легче подстроиться под ребенка, следовать за ним и его интересом, ставить игровые задачи и обучать в ходе взаимодействия. В этом случае не нужно преодолевать сопротивление, но необходимо выбирать гибкие цели и уметь придумывать на ходу.

7) Неприятные для Вас занятия перепоручите кому-то (мужу, бабушке) или планируйте их непосредственно перед получением помощи: перед приходом мужа, бабушки, няни (когда Вы знаете, что после занятия можно точно вручить ребенка другому человеку и пойти выпустить пар, отдышаться, отдохнуть).

8) Определите, что Вам делать приятно или хотя бы не сложно вместе с ребенком. В первую очередь, создайте список совместных занятий, которые будете выполнять без особых усилий с Вашей стороны, когда на что-то сложное нет сил.

9) Обязательно чередуйте разные виды деятельности. Через каждые 15-20 минут меняйте занятие, место, вид активности. Разнообразие помогает поддерживать интерес и хорошее настроение. Одной из первых программ обучения для ребенка можно выбрать программу предупреждения о смене занятия (поскольку у многих детей есть проблемы с переходом от одной деятельности к другой).

10) Старайтесь соблюдать режим дня. Будут такие дни, когда ничего соблюдать не хочется и не получится. Это нормально.

11) Определите безопасное место и занятие для ребенка. Просмотр видео в своей комнате, например. Когда накроет волна сильных эмоций и усталости (а накроет обязательно и не раз), лучше иметь план действий: что успокоит и наполнит энергией Вас и чем можно занять ребенка, пока Вы восстанавливаете силы.

12) Обязательно организуйте время, когда за ребенком смотрит кто-то другой, а Вы можете отдохнуть (не читая об аутизме, не думая о нем, а занявшись чем-то еще интересным, если это возможно).

13) Очень важно определить стратегии, позволяющие избежать выгорания: хобби, общение с подругами на темы, не связанные с аутизмом, помощь психолога, свободные часы вне дома, вдали от ребенка и т.д.

14) Постарайтесь создать свою команду поддержки: таких же родителей, с которыми можно поделиться чувствами, спросить совета или просто о чем-то поговорить, пообщаться в принимающей и дружелюбной атмосфере.

15) Пусть терапия постепенно перестанет быть терапией, а станет просто образом жизни, к которому привыкли Вы и Ваш ребенок, к которому подстроились и научились находить в нем что-то интересное и приятное для Вас. Ведь, как писал Моше Фельденкрайз: «Невозможное становится возможным только тогда, когда вам это делать удобно и комфортно».

#учимсявместе#ФондПрезидентскихГрантов#Преодоление_Дд#Преодоление_Дети

Читайте также:
Поделиться новостью:

Добавить комментарий