Продолжаем рассказывать о реализации проекта — победителя конкурса Фонда Президентских грантов — «Учимся вместе». Проект направлен на оказание социально-психологической поддержки димитровградским семьям, воспитывающим детей-инвалидов с ментальными особенностями, повышение родительских компетенций и содействие формированию позитивных установок на дальнейшее развитие и социализацию их детей. Сегодня инструктор по АФК Ибятова Лилия Сахабутдиновна и учитель-логопед Сагитова Гюльнара Дамировна делятся секретами дыхательной гимнастики
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции, — осуществления газообмена, — дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание (диафрагмальное) — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Основная мышца, которая приводит этот тип дыхания в действие – диафрагма. Внешне это выглядит как дыхание животом.
При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения развивают длительный плавный вдох, продолжительный равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.
Необходимо соблюдать последовательность упражнений ( счет ведем про себя) вдох 1-3, пауза – 1, выдох( ртом) – 1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным(щеки не надувать) во избежание головокружения, продолжительность упражнения 3-4 раза.
Игры на развитие речевого дыхания
Задуй свечку
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.
Лопнула шина
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Жук жужжит
Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Ворона
Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Пилка дров
Исходное положение: встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.
Дровосек
Исходное положение: встать пря¬мо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух».
Комарик
Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.
Курочка
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах – тах – тах» , одновременно похлопывая себя по коленям.
Каша кипит.
Сидя, одна рука лежит на животе, вторая- на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь(выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф» .
Подуй на одуванчик
Плавно вдыхаем воздух носом, выдыхаем через сложенные трубочкой губы, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Мышка в норке
Делаем мышки-конусы из бумаги вместе с ребенком и раскрашиваем их. Из любого подручного материала формируем ворота-норки. Плавно вдыхаем воздух носом, выдыхаем через сложенные трубочкой губы. Необходимо дуть на мышек, стараясь, чтобы они оказались в норках.
#учимсявместе#ФондПрезидентскихГрантов#Преодоление_Дд#Преодоление_Дети