Продолжаем рассказывать о реализации проекта — победителя конкурса Фонда Президентских грантов — «Учимся вместе». Проект направлен на оказание социально-психологической поддержки димитровградским семьям, воспитывающим детей-инвалидов с ментальными особенностями, повышение родительских компетенций и содействие формированию позитивных установок на дальнейшее развитие и социализацию их детей. Проект направлен на работу с детьми дошкольного возраста. Совсем скоро им идти в школу и консультация педагога проекта Сарычевой Л.И. посвящена родителям.
Письмо
Многие дети с ментальными нарушениями испытывают проблемы с моторикой рук. Письмо может стать серьезным источником напряжения для школьника — некоторые из них не могут писать совсем, другие умеют писать, но испытывают невероятные трудности во время этого процесса. Зачастую почерк у таких детей неаккуратный и неразборчивый. Для облегчения процесса письма можно использовать следующие приспособления:
— Насадка на ручку. На данный момент существуют насадки для детей с правосторонним и левосторонним латеральным предпочтением.
Массажный мячик. Мячик вкладывается в руку ребенка и помогает удерживать позу руки при письме.
— Удерживающая резинка. С помощью этого нехитрого приспособления так же можно помочь удерживать позу руки при письме
— Ограничители строки. Такие приспособления можно сделать самим, использовав плотную пленку или оргалит.
— Дополнительная разлиновка тетрадей. Для облегчения процесса письма можно использовать более четкое выделение строки, очерчивание двух линеек, проведение дополнительных наклонных линий, а также использование тетрадей большого формата.
Образец написания букв. Очень часто дети затрудняются в перекодировке текста из печатного в письменный. Для облегчения запоминания образа прописных букв рекомендуется прикрепить на парту табличку-образец.
— Специальные прописи для левшей. На данный момент в продаже имеются прописи для детей с левосторонним латеральным предпочтением
— Специальные прописи для детей с моторными трудностями. Прописи содержат графические задания на обведение, штриховку, раскрашивание, дорисовывание изображений и линий, подготавливающие к воспроизведению элементов букв, упражнения на соотнесение печатных и письменных, строчных и прописных букв, на обведение и списывание с печатного текста слогов.
Математика
Среди детей с ментальными нарушениями встречается большое количество тех, кто с легкостью выполняет вычисления различной сложности, однако наравне с ними есть и такие ученики, у кого отмечаются трудности выполнения арифметических действий даже на самом начальном уровне. При этом практически все дети сталкиваются с трудностями понимания грамматических конструкций при решении арифметических задач. В этой ситуации помогут:
— Визуальный ряд чисел или линейка. Данный вид пособия целесообразно прикрепить в верхней части доски или на парту ученика.
— Специализированная линейка Абака. Такая линейка традиционно применяется для обучения счету и выполнению арифметических действий при обучении школьников по программе специальных(коррекционных) школ VIII вида. Однако данная линейка требует проведения дополнительного обучения по ее использованию.
— Игровые пособия по закреплению состава числа. Данные пособия опираются на индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на практике освоить понимание тех или иных математических заданий.
— Игровые пособия по обучению выполнению арифметических действий. Данные пособия опираются на индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на практике освоить понимание тех или иных математических заданий. Такие пособия могут применяться в виде игры со всем классом или предлагаться виде домашнего задания индивидуально для ребенка с расстройством аутистического спектра.
Краткие записи и схемы. При анализе математических задач, очень важно научить детей составлять краткие записи и схемы их решения.
— Таблица умножения. При решении арифметических задач необходимо научить ребенка самостоятельно использовать таблицу умножения. Самое простое – научить использовать таблицу на обратной стороне тетради.
— Калькулятор. Допустимо использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий.
Чтение
Адаптация текстов для чтения, упрощение предложений поможет детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. Рекомендуется использовать картинки для восприятия текста.
Очень часто для обеспечения успешности ученика необходимо заранее составить список вопросов с использованием опорных картинок, на которые впоследствии надо будет ответить.
Пересказ с опорой на картинный план – основная форма обучения пересказу для детей с ментальными нарушениями.
Для успешного освоения программного материала по устным предметам, рекомендуется все материалы для прочтения давать для домашней проработки.
Характерной чертой для всех вариантов речевого развития является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству; возможно увлечение отдельными речевыми формами, трудности понимания и употребления грамматических категорий и т.п. Работа по развитию речи должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка.
И самое важное — вы должны быть рядом с ребенком, помогая ему идти по школьной дороге.
#учимсявместе#ФондПрезидентскихГрантов#Преодоление_Дд#Преодоление_Дети