С марта 2023 года ДМООИО «Преодоление» реализует региональный проект «Учимся, играем, растем». В уникальном проекте с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста работают логопед, психолог, реабилитолог и педагог дополнительного образования». Сегодня наш консультант — психолог Елена Александровна Артемьева.
Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой задачу максимально развивать их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к самостоятельной жизни в будущем.
Для этого необходимо:
1. Планировать цель.
2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.
3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.
Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одежду по сезону, надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, расплатиться. И вы должны суметь сделать каждый шаг в отдельности, правильно спланировав порядок выполнения необходимых действий.
Задачей развития познавательной деятельности является развитие мышления, формирование и отработка отдельных навыков, а также оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.
Мы можем обучать ребенка в процессе специально организованного занятия, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности и в игре. Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.
В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие, по мере того как ребенок заучивает нужную последовательность действий.
Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе. Например, игра в
поликлинику, во время которой вы проигрываете все то, что происходило с ребенком во время посещения врача. Кроме того умения переносить действия из реальной жизни в игру способствует развитию абстрактного мышления.
Часто получается так, что навык отработанный на занятии, оказывается
востребованным только на занятии, так как обращение к нему в быту требует специального внимания родителей, а собственная игра оказывается менее развитой, чем его «академические навыки». И хотя ребенок правильно использует игрушки, он не может самостоятельно включить в свои игры новые, более сложные навыки и построить развернутый сюжет.
Не случайно большое внимание уделяется сюжетной игре, обычно дети не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них не было. Общение со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться. Поэтому большая просьба уделить этому значительное внимание. Именно игра является тем полем, где происходит наиболее значимая часть обучения, связанная с целеполаганием и планированием действий.
#ФондПрезидентскихГрантов
#региональныйпроект
#преодолениедд
#учимся_играем_растем