С марта 2023 года ДМООИО «Преодоление» реализует региональный проект «Учимся, играем, растем». В уникальном проекте с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста работают логопед, психолог, реабилитолог и педагог дополнительного образования» Интенсивная развивающая и реабилитационная работа имеет смысл только в том случае, если дома родители закрепляют обретенные или восстановленные навыки. Поэтому специалисты проекта проводят большую работу с родителями — объясняют, рассказывают, обучают. Сегодня логопед Гюльнара Дамировна Сагитова проводит консультацию о дыхательной гимнастике. В приложении к публикации — буклет для родителей
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА?
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА
Одна из причин возникновения речевых нарушений – неправильное дыхание. Сла-бые или толчкообразные вдохи и выдохи, нерациональное распределение воздуха ведут к тому, что ребенок говорит то слишком громко, то слишком тихо, неразборчиво, «захлебывается» словами, не проговаривает их целиком. Для коррекции проблем с дыханием в логопедии используют специальные комплексы упражнений – дыхательную гимнастику.
Что это за метод?
Дыхательной гимнастикой называют систему упражнений, которая включает перемежаю-щиеся с задержками дыхания вдохи и выдохи определенной скорости, интенсивности, дли-тельности. Ее цель – укрепить дыхательные органы, насытить клетки организма кислородом, не допустить заболеваний, возникающих из-за гипоксии. Гимнастика также оказывает благотворное влияние на психику, успокаивает и расслабляет.
Для чего дыхательные упражнения применяют в логопедии?
Логопеды применяют эту методику для фор-мирования у детей правильного речевого ды-хания, которое необходимо для нормального звукообразования. Без него невозможно поддерживать постоянную громкость речи, четко соблюдать паузы, разговаривать плавно и с интонационной выразительностью.
Дыхательную гимнастику используют, прежде всего, в дошкольной логопедии. Постановка речевого дыхания в раннем возрасте создает базу для правильного развития как звукопроизношения, так и речи в целом. Также в лого-педии дыхательную гимнастику применяют для формирования диафрагмально-реберного дыхания, коррекции заикания и других нарушений.
Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять не дольше 5-7 минут. Поэтому на логопедических занятиях их удобно сочетать с другими методиками, например, артикуляционной гимнастикой, логоритмикой, лого-массажем.
Нарушения речевого дыхания
С помощью комплекса дыхательных упражнений специалисты по логопедии чаще всего исправляют следующие нарушения:
• Слабые вдох и выдох, которые ведут к тихой, едва различимой речи. Это на-рушение обычно встречается у физически слабых, стеснительных, робких детей.
• Неравномерное, неэкономное распределение выдыхаемого воздуха. Ребе-нок выдыхает весь запас воздуха на первом слове или даже слоге. Конец фразы или слова «проглатывается» или договаривается шепотом.
• Неспособность грамотно распределять дыхание по словам. Ребенок вдыхает весь запас воздуха в середине слова, снова делает вдох и продолжает говорить.
• «Захлебывание» словами. Ребенок произносит фразы на вдохе, торопится, не делает пауз.
• Неравномерная громкость речи, которая возникает из-за толчкообразного выдоха.
Упражнения для формирования речевого дыхания
Все упражнения дыхательной гимнастики в логопедии строятся на вдохах-выдохах и за-держках дыхания. Чтобы детям было инте-ресно их выполнять, специалисты вносят в занятия игровые элементы. Вот примеры та-ких упражнений:
• «Кораблики». В широкую емкость с водой кладут бумажные кораблики или просто кусочки бумаги. Ребенок должен медленно вдыхать и выдыхать – дуть на кораблики, подгоняя их к противоположному «берегу».
• «Снег и ветер». Маленькие кусочки ваты скатывают в шарик и кладут на стол. Ребенок дует на них, изображая зимний ветер.
• «Кто/что на картинке?». На небольшую картинку с изображением пред-мета или персонажа с одной стороны наклеивают нарезанную тонкими полосками гофрированную бумагу. Ре-бенок дует на бахрому, чтобы увидеть, кто или что спрятано за ней.
• «Пузырьки». Это упражнение-игра, которую можно легко и без приготовлений устроить не только на логопедическом занятии, но и дома. Ребенку дают стакан с водой и трубочку. Он глубоко вдыхает и через трубочку медленно выпускает воздух в воду, чтобы образовывались пузырьки.
• «Дудочка». Подготавливаются кол-пачки от ручек, свистки, дудочки и детские духовые инструменты. Ребе-нок дует в них, извлекая звуки.
• «Фокус». Для этого упражнения нужен кусочек ваты. Его кладут на нос ре-бенку и просят высунуть язык, свернуть его в трубочку, загнуть вверх и подуть на ватку, чтобы она упала. Так дыхательный и артикуляционный ап-параты готовятся к произнесению зву-ка [р].
• «Свеча». Зажигают свечу и просят ребенка дуть на нее медленно и акку-ратно, чтобы пламя не гасло, а только отклонялось в разные стороны.
• «Деревья». Это упражнение похоже на упражнение «Кто/что на картинке?». На карточке рисуют ствол и ветки дерева, а крону делают из гофрированной бумаги. На нее нужно дуть, чтобы листья «опали».
• «Греем руки». Ребенку предлагают дуть на ладошки, чтобы контролиро-вать интенсивность, скорость, направление выдоха. Это же упражнение ис-пользуют для постановки шипящих и свистящих звуков. При правильном произнесении звука [с] ребенок должен чувствовать ладошкой холодный «ветерок». А если произнести звук [ш] «ветерок» становится теплым, ладони согреваются.
Как нужно проводить упражнения дыхательной гимнастики?
До начала и в процессе выполнения упражнений на речевое дыхание рекомендуется:
• Вытереть в помещении для логопедических занятий пыль, тщательно проветрить его.
• Составить оптимальную программу гимнастики и придерживаться ее. Нужно следить за количеством и темпом упражнений. На гимнастику должно отводиться не более 5-7 минут. В начале обучения выполняется одно упражнение, ражнение повторяют не больше 3-4 раз, иначе у ребенка может начаться головокружение.
• Гимнастику проводят натощак или хотя бы через час после еды. Если ребенок за-болел, плохо себя чувствует, занятия следует отложить.
• Упражнения выполняют в свободной, не стесняющей движений одежде.
• Логопед следит, чтобы в процессе гимнастики у ребенка не напрягались мышцы шеи, рук, груди. При вдохе не должны подниматься плечи, при выдохе – надуваться щеки.
• Технику дыхательных упражнений лучше всего осваивать в положении лежа на спине. Ребенка учат бесшумно вдыхать через нос и рот, выдыхать через рот, не задерживать дыхание, сохранять небольшой запас воздуха в легких, дышать без толчков и судорожности. После отработки этих навыков можно переходить к выполнению гимнастики сидя, стоя. Затем подключаются упражнения в движении.
• Гимнастику проводят до тех пор, пока техника правильного речевого дыхания не будет отработана до автоматизма.