С марта 2023 года ДМООИО «Преодоление» реализует региональный проект «Учимся, играем, растем». В уникальном проекте с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста работают логопед, психолог, реабилитолог и педагог дополнительного образования». Сегодня наш консультант — психолог Елена Александровна Артемьева.
В современной педагогической теории игру рассматривают как ведущий вид деятельности детей. Воспитание и развитие ребенка просто невозможно без игры! Именно в игре вы можете передать детям те знания и навыки, понятия о жизненных ценностях и просто понять друг друга. Сегодня в помощь родителям — подборка игр, которые можно проводить на прогулке, по дороге, на кухне.
ИГРЫ МЕЖДУ ДЕЛОМ.
Но ни в одной классификации нет игр, о которых сейчас пойдет речь — «Игры между делом». Благодаря этим играм обо всем узнаем и учимся говорить. Для этого ничего специально не нужно организовывать! Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на еже-дневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой.
Не упускайте ни малейшего повода, что-то обсудить с вашим ребенком. Именно обсудить, затем организовать игру, посредством которой вам будет понятно, закрепи-лись ли знания или необходимо еще поиграть или обсудить данную тему. Играть с детьми можно между делом: по дороге, на прогулке, на кухне.
Общие правила игр
1. Игра должна приносить радость ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша — это обоюдное достижение – и ваше, и его. Радуйтесь этому. Радость окрыляет малыша на будущие успехи. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, когда им удаётся доставить удовольствие или рассмешить.
2. Заинтересовывайте ребёнка, но не заставляете его играть. Игра должна продолжаться до тех пор, пока она всем приятна. Удержи-вайтесь от обидных замечаний «Ах ты, глупый!»и т. п. Не получается – переключите его внимание на другое дело.
3. Если в семье не один ребёнок, есть млад-шие дети, то оживите игру увлекательной сказкой или рассказом, игрушками, переодеванием и т. д. Придумывайте! Фантазируйте!
4. Чем больше у малыша развито какое-то качество – тем сильнее оно жаждет проявления. Сильному ребёнку больше хочется побе-гать, побороться, поиграть в подвижные игры, слабый малыш этого не любит.
5. Больше хвалите за успехи!
6. Не сдерживайте активность ребёнка, соз-давайте в игре непринуждённую обстановку.
Игры по дороге
Игра «Что какое?»:
-Предложите ребенку назвать все предметы, встречающие по дороге, похожие на квадрат, в следующий раз – на круг, на прямоугольник и т.д.; Пока не выучим все геометрические фигуры.
-Назвать все встречающиеся предметы красного цвета. После того, как ребенок запомнит один цвет, переходим к запоминанию другого цвета. Выучим все цвета!
-Предложите ребенку назвать все большие предметы , маленькие, какой предмет больше другого.
— Предложите ребенку назвать все высокие предметы, встречающие по дороге. В следующий раз назвать низкие, затем, какой предмет выше другого или ниже. Благодаря этому закрепим понятие высокий — низкий, большой — маленький, умение сравнивать.
Наблюдения
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, временем года, частью суток, растениями, животными,. транспортом. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, затем вести диалог в форме игр :
«Чего не стало?»,
«Что изменилось?»,
«Скажи наоборот»,
«Назови ласково»,
«Преврати в большое».
«Подбери пару»и т.д.
«Посчитай»: одна машина – две машины, один цветок – два цветка, одна ветка – две ветки и т.д.
«Сколько этажный?»: дом в три этажа? (трехэтажный), в пять этажей? (пятиэтажный), в двенадцать этажей? (двенадцатиэтажный) и т. д.
«Кто больше»: в этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к любому существительному
Играем на кухне!
Игры со звуками «Что мы слышим?
Развиваем слуховое внимание!
Предложите ребенку вместе послушать, как льется или капает вода из крана, как звенит чайная ложка в пустом стакане и в стакане с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манная крупа.
Игра «Вспомни сказку»: В каких сказках упоминается о яблоке, тыкве, горохе?
Игра «Сравни два яблока»(по форме цвету, вкусу).
Игры на развитие мелкой моторики: »Золушка» Насыпьте в большое блюдце горох, гречку, перловку, рис и попросите ребенка разобрать крупы по маленьким блюдцам.
Игры с магнитами на холодильник. Совсем необязательно покупать магниты. Лучше всего сделать их самим (можно как-то на досуге вместе с ребёнком): распечатайте на принтере, например, героев любимых сказок Вашего малыша или любые другие тематические фигурки, прикрепите их к картону, вы-режьте и наклейте на магнитную ленту – магниты готовы!
Игра «Найди игрушку» (развитие внимания, памяти, речи)
Пока вы заняты домашними делами, поиграйте с ребенком в эту игру. Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на …, за …, между …, в …, у … и т.п. Потом поменяйтесь ролями.
«Чего не стало?». Поставьте на стол 2-3 игрушки в ряд. Предложите ребенку запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы: — Игрушек стало больше или меньше? — Какие игрушки исчезли?
Игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся долго, ими можно продолжать играть и дальше. Рецепт изготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 ст. соли, 1 стакан воды 2 столовые ложки растительного масла все смешать и чуть подогреть. Воду можно подкрасить и тесто будет цветным. Лепите все что захочется ( пряники, булочки, тортики, пирожные и т.д.)
Аппликация из яичной скорлупы.
Раскрошите на кусочки скорлупу, которые ребенок мог бы брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина — это фон и предложите выложить ребенку узор из скорлупы.
Игры с водой. Тут правила устанавливает лишь ваша фантазия. Детям больше всего нравится переливание воды из одного сосуда в другие, игры с пипеткой, клизмой, тряпочкой, которой можно вытирать лужицы на столе и отжимать потом в мисочку, а также опыты с окрашиванием воды при помощи натуральных красителей (кристаллы марганцовки, куркума, сок).
«Чего нет?»: есть окно – нет окна; есть ложка – нет ложки; есть стол – нет стола.
Игры со словом
Игра «Баночка для слов»
Предложите ребенку коробочку или баночку с крышкой, в которую он будет складывать «сладкие », «горькие», «кислые», «ласковые слова.». Какие слова можно «вынуть «из борща, винегрета, компота, кухонного шкафа. Предложите ребенку угостить друг друга «вкусными словами».
Игра «Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упря-мые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, пальто, кино, пианино, метро и др.). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло и все надели пальто. И т.п.» Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.
Уважаемые родители!
Вы — первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа — Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на фор-мирование его системы ценностей.
Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь: одна — корни, а другая — крылья. Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному.
Ребёнок будет очень рад минутам, пода-ренным ему родителями в игре.