Продолжаем рассказывать о реализации проекта — победителя конкурса Фонда Президентских грантов — «Учимся вместе». Проект направлен на оказание социально-психологической поддержки димитровградским семьям, воспитывающим детей-инвалидов с ментальными особенностями, повышение родительских компетенций и содействие формированию позитивных установок на дальнейшее развитие и социализацию их детей. Сегодня консультация психолога проекта посвящена родителям детей с особыми образовательными потребностями.
Психолог, работающий с детьми с ментальными особенностями — Елена Александровна Артемьева. Сама — мама ребенка с инвалидностью, Елена Александровна долгое время была одной из самых активных родителей центра «Преодоление». Позже, получив профессиональное образование, стала работать с детьми с особенностями. Именно на ее занятиях дети находят понимание, развивают свои способности, учатся жить и дружить. Сегодня Елена Александровна рассказывает нам об особенностях контакта с детьми с РАС во время игры.
Самое важное – найти время, чтобы побыть вместе и поиграть. Как и все дети, каждый ребенок с расстройством аутистического спектра обладает яркой индивидуальностью. Во многом такие дети даже более самобытны, чем нейротипичные, т.к. развитие их личности в меньшей степени зависит от социальных норм. На практике это означает, что то, что хорошо работает с одним аутичным ребенком, не оказывает никакого воздействия на другого. Тем не менее существуют подходы, которые подходят для работы с большинством аутичных детей.
Большинство, если не все, аутичные дети со временем начинают реагировать на взрослых, которые пытаются взаимодействовать с ними через игровые подходы.
Когда ребенок с большим интересом будет обращаться к вам, а не к своим традиционным занятиям, вам будет гораздо легче научить его чему-нибудь. Совместная интенсивная игра, лучше, чем любое другое занятие, помогает развить умение соблюдать очередность и совместное внимание. Найдите то, что представляет интерес для вашего ребенка и поддержите его. Присоединяйтесь к его занятиям в той форме, в которой он вам это позволит.
Пусть на первых порах он диктует правила, по которым будет строиться ваша игра, но вы вполне можете осторожно пытаться привнести в нее что-то новое, если он позволит. Если ребенок полностью поглощен своим занятием, едва ли он будет пытаться бегать по потолку или стараться выскочить в окошко, особенно если вы рядом и также как он увлечены вашей общей игрой. Подойдите к процессу с фантазией, выйдите за рамки привычных представлений об игровом процессе, позвольте себе стать немного волшебником – не одно, так другое обязательно заинтересует вашего ребенка.
Играйте с ребенком, играйте по его правилам, играйте ради него, играйте ради удовольствия!