С марта 2023 года ДМООИО «Преодоление» реализует региональный проект «Учимся, играем, растем». В уникальном проекте с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста работают логопед, психолог, реабилитолог и педагог дополнительного образования». Мы продолжаем рассказ о работе «Школы родителей». Наш консультант сегодня — психолог Елена Александровна Артемьева. Консультация посвящена родителям, имеющим детей с расстройством аутистического спектра. Таких деток становится все больше — причин этому масса — от генетических изменений до биохимических особенностей функционирования организма.

Расстройство аутистического спектра (РАС), по сути, включают в себя такие понятия, как детский аутизм, атипичный аутизм, инфантильный психоз, синдром Канера, синдром Аспергера, проявляющиеся симптомами, выраженными в той или иной степени. Причём синдром Аспергера может оставаться недиагностированным у человека всю жизнь, не мешая профессиональному развитию и социальной адаптации, в то время как другие формы аутизма могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка). Поэтому данную консультацию имеет смысл прочитать и всем остальным родителям — советы-то правильные.
1. Относитесь к ребенку с предельным вниманием, следите за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, мимикой, жестами. Догадаться о переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок – аутист, возможно только по случайной фразе, единичному возгласу.
2. Помните, что ребенок – аутист постоянно нуждается в визуальной поддержке, поэтому при отработке навыков самообслуживания используйте пошаговые инструкции или картинки).
3. При общении с ребенком четко произносите слова. Называйте и показывайте предметы.
4. Постарайтесь понять, насколько трудно вашему сыну или дочери жить в этом мире. Учитесь терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое слово и жест ребенка.
5. Даже если вам кажется, что малыш никак не реагирует на ваши старания и слова, все равно как можно больше говорите с ним. Облекайте в слова все его действия и возможные переживания.
6. Многократное прочитывание одних и тех же произведений и многократные разъяснения помогают ребенку научиться лучше понимать себя и окружающих. Стереотипы, которые формируются у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность и повышают уверенность в себе.
7. Помните, что соблюдение режима дня – одно из важнейших условий успешной адаптации ребенка. Режим дня помогает малышу чувствовать себя в безопасности. Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности повседневные процедуры: одевание, кормление, приготовление ко сну. Разместите на стене изображение основных действий, предусмотренных режимом дня, в виде пиктограмм.
8. Отведите для одежды ребенка специальное место. Всегда складывайте одежду в одной и той же последовательности.
9. В ванной перед зеркалом разложите принадлежности для умывания.
10. Создавайте и поддерживайте семейные ритуалы (прогулка, чаепитие и т.д.)
11. Помните, что ребенок – аутист крайне консервативен – любое, даже небольшое изменение в режиме, обстановке, одежде, может вызвать сильную отрицательную реакцию.
12. Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, спектаклей и т.д.).