МЫ РЯДОМ, МЫ ВМЕСТЕ. Восстановление памяти после инсульта. Консультация реабилитолога

В Димитровградской местной общественной организации инвалидов-опорников «Преодоление» продолжается реализация проекта «Мы рядом, мы вместе!» — победителя конкурса Фонда Президентских грантов. В рамках данного проекта оказывается консультационная, социально-медицинская, социально-психологическая помощь людям, только-только перенесшим тяжелые заболевания, надолго снизившие социальную и физическую активность человека. Выезды на дом скорой социальной помощи (в бригаде работают врач, инструктор-реабилитолог, психолог), работа службы проката технических средств реабилитации и мастерской по их ремонту, выдача безвозвратно и безвозмездно памперсов и пеленок, проведение в очном и дистанционном режиме систематических занятий по дыхательной гимнастике, обучение родственников больных людей основам растяжки, оздоровительной гимнастики, правилам ухода за лежачим больным. Вся эта огромная работа осуществляется благодаря средствам Фонда Президентских грантов и титаническим усилиям сотрудников «Преодоления».

Сегодня мы ответим на важные вопросы о восстановлении памяти после перенесенного инсульта.

Почему после инсульта возникают нарушения памяти?

Человеческая память — это сложный психофизиологический процесс, который заключается в фиксации, сохранении и воспроизведении увиденной или услышанной когда-то информации. Через органы зрения и слуха интересующие человека данные поступают из внешней среды в головной мозг. Для сохранения этой информации в определенных его участках формируются новые нейронные связи. В тот момент, когда человеку требуется воспользоваться полученными знаниями, эти связи активизируются.
В процессе инсульта в головном мозге гибнут миллионы нейронов. Существовавшие между ними связи разрушаются. Таким образом пострадавший теряет память. Погибшие нейронные связи «уносят» с собой горы информации, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Характер нарушений памяти зависит от того, какие конкретно области мозга и в каком объеме затронул патологический процесс гибели нейронов.

В чем выражаются нарушения памяти?

У всех нас есть 2 вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная (или оперативная) отвечает за запоминание процессов, которые происходили в ближайший период времени, не ранее 20 секунд назад. Емкость кратковременной памяти — 4–5 объектов, которые человек способен удерживать в мозге в данный момент.
Долговременная память способствует сохранению информации, полученной сегодня утром, вчера, неделю, год, 10 и более лет назад. Она формируется на базе кратковременной памяти по мере того, как человек фокусирует свое внимание и несколько раз повторяет (заучивает) полученную информацию. Утрата нейронных связей при инсульте обычно сказывается на обоих видах памяти. Нарушения могут выражаться в следующем:
Вербальная потеря памяти после инсульта. При ней пациент забывает имена близких людей, названия хорошо знакомых предметов и другие общеупотребительные слова. Больному становится тяжело общаться с окружающими. Он практически не усваивает поступающую извне информацию.
Нарушение визуальной памяти. Пострадавший не способен удерживать информацию, поступающую от органов зрения. Человек после инсульта не узнает родных, не может идентифицировать хорошо знакомые предметы, которые его окружают.
Утрата двигательных навыков. Пострадавший от инсульта может забыть, как выполнять элементарные действия: пользоваться ложкой, надевать штаны, чистить зубы, спускаться по лестнице.
Потеря эмоционально-образной памяти. При этом типе нарушений пациент не распознает образы и связанные с ними эмоции. Например, не узнает вкуса любимой пищи или музыки, не распознает голосов мужа/жены и детей.
Сосудистая деменция. Представляет наиболее тяжелое нарушение, при котором у больного вообще пропадает адекватное восприятие окружающей действительности. Он не узнает предметы, которыми постоянно пользуется. Не помнит, как они называются и для чего служат. Та же проблема наблюдается в общении с людьми. Пациент не помнит имен и образов даже близких родственников, не говоря уже о посторонних.

Чем опасна потеря памяти после инсульта?

Характер нарушений зависит от расположения и размера области, подвергшейся кровоизлиянию. Если у человека пострадал небольшой участок мозга, могут изгладиться из памяти отдаленные во времени события или сложные навыки (например, узкопрофессиональные). Пациент забывает свое детство, молодость, полученные в школе или вузе знания, теряет рабочую квалификацию.
Гораздо более тяжелые последствия имеет обширное кровоизлияние. При нем гибнет огромное количество нейронных связей, обслуживающих самые разные функции организма. Больной забывает всех своих родных и знакомых, перестает распознавать предметы, теряет навыки речи, познания, логического мышления, физического самообслуживания. Он становится абсолютно беспомощным. Без посторонней помощи может погибнуть.

Восстанавливается ли память после инсульта?

Практика показывает, что инсульт не является приговором. Человеческий мозг — уникальный орган, способный к восстановлению значительной доли своих функций. Здоровые области зачастую берут на себя «обязанности» пострадавших. Разрушенные нейронные связи восстанавливаются. Однако им нужно помочь.
Помощь заключается в регулярных тренировках и приеме препаратов для улучшения памяти у пожилых людей, которые подходят и молодым пациентам.
Сочетание разных методов реабилитации, упорство в выполнении упражнений, регулярный прием медикаментов — все это является залогом восстановления функций мозга и возврата к нормальной жизни.

Как долго длится восстановление памяти после инсульта?

Длительность этого процесса напрямую зависит от тяжести повреждений мозга. Средние сроки таковы:
— ишемический инсульт с небольшими нарушениями виде в пареза лица и конечностей, головокружения, снижения резкости зрения — от 1 до 3 месяцев;
— обширное кровоизлияние с последующим грубым параличом и стойкими нарушениями координации — 1–2 года;
— ишемический/геморрагический инсульт с полным параличом и значительными когнитивными нарушениями — свыше 2 лет.
В последнем случае больной может лишь частично восстановить двигательные функции (научиться сидеть, самостоятельно есть). Полностью восстановить физическую активность, когнитивные способности и память, к сожалению, невозможно.

Как восстановить память после инсульта?

Реабилитация начинается буквально в первые дни после кризиса, как только пострадавший приходит в себя и стойко пребывает в ясном сознании. Помогает ему группа врачей: неврологи, логопеды, психологи. Поскольку память человека напрямую связана с речью, зрением, слухом и другими функциями, необходима комплексная работа по всем направлениям сразу.
Основные методы восстановления памяти заключаются в следующем:
— прием препаратов, улучшающих кровоснабжение мозга и ускоряющих восстановление нейронов;
— ежедневное выполнение упражнений, способствующих запоминанию нужной информации;
— коррекция питания и режима дня больного.
В процессе реабилитации с пациентом обязательно работает психолог. После тяжелого мозгового кризиса и утраты физической подвижности более 80% пострадавших сталкиваются с депрессией. У них пропадает воля к жизни, желание бороться за свое будущее. Это вредит процессу реабилитации.
Психолог помогает больному вернуть веру в себя. Та дает силы упорно трудиться, чтобы снова подняться на ноги, стать полноценным членом общества.
Огромное значение в этом процессе имеет и поддержка родственников. Человек, знающий, что нужен семье, восстанавливается быстрее и качественнее.

Упражнения для восстановления памяти

Нормализовать работу мозга после инсульта помогают ежедневные тренировки. Они заключаются в выполнении несложных упражнений:
— Повторение. Больному нужно каждый день перечислять то, что он делал на протяжении суток, что ел, с кем разговаривал, какие процедуры проходил. Это тренирует память, помогает нейронам быстрее восстанавливаться.
— Создание визуальных образов. Пациенту предлагается карточка, на которой изображен любой предмет. Задача — как можно детальнее передать то, что человек перед собой видит.
— Формирование ассоциаций. Больному необходимо создать ассоциативный ряд. Например: мяч — это детство, прыжки, футбол, болельщики, радость победы, свидание с будущей женой на матче любимой команды и т. д.
— Игра в города. Пострадавший должен вспоминать, в каких городах он бывал раньше, что там видел и делал. Важно наполнять рассказ подробностями. Описывать, какие здания поразили воображение в этом городе, насколько гостеприимны были местные жители, что подавали в кафе и прочее.
— Пальчиковые игры. Пациент заучивает короткие стишки и в процессе загибает пальцы «нерабочей» руки. Сочетание активизации памяти и мелкой моторики ускоряет процесс восстановления нейронных связей в обоих полушариях мозга.
— Заучивание стихов. Может использоваться как самостоятельный метод тренировки. Ничто так не стимулирует память, как «зубрежка». Больному достаточно каждый день заучивать по 2–3 строчки стихотворения. По мере восстановления когнитивных функций этот объем следует увеличивать.
— Тренировка запоминания. Требуется рассказать о человеке, который только что был в палате и уже вышел за дверь. Пациент должен подробно описать его рост, вес, тембр голоса, особенности лица, фигуры, одежды.
Хорошей тренировкой являются также шашки, шахматы, кроссворды, головоломки. Родственникам пострадавшего необходимо как можно больше с ним беседовать, обсуждать события дня и планы на завтра, вспоминать прошлое. Даже если человек с трудом говорит, общение отлично его стимулирует.

Если у вас есть знакомые с похожими проблемами, если вы сами столкнулись с такой бедой – обращайтесь в Димитровградскую местную общественную организацию инвалидов-опорников «Преодоление» по телефону 5-96-54. Скажите, что вы звоните по участию в проекте «Мы рядом, мы вместе!» и изложите суть проблемы – мы обязательно постараемся вам помочь.

#мырядоммывместе
#фондпрезидентскихгрантов

Вы можете поделиться новостью:

Добавить комментарий