#Мы_рядом_Мы_вместе
#ФондПрезидентскихГрантов
Одно из самых заметных последствий перенесенного инсульта — частичная утеря или ослабление некоторых физиологических и психических функций. Однако у современной медицины есть методики и программы реабилитации, которые позволяют вновь вернуть утерянные способности. Факт заключается в том, что со временем поврежденные ткани мозга восстанавливаются, здоровые нейроны занимают место погибших. Однако нужно настроить себя на то, что реабилитация — процесс длительный. К сожалению, ни один врач не может предсказать, сколько времени потребуется на восстановление: все зависит от степени тяжести заболевания, от индивидуальных особенностей организма. Так, мозг одних может полностью восстановиться после тяжелого инсульта, тогда как у других последствия незначительного нарушения могут остаться на всю жизнь. Одной из главных психологических проблем после инсульта – снижение функций памяти.
Одним из важных этапов терапии для восстановления памяти после инсульта являются упражнения. Приступать к ним стоит максимально рано, как только состояние больного стабилизируется.
Чтобы определиться с подходящим комплексом упражнений, сначала нужно диагностировать память. Это важно для определения степени поражения. Эффективны будут следующие упражнения:
Города. Эта игра знакома практически всем с детства. Нужно по очереди называть города, причем начинаться название следующего объекта должно с последней буквы в названии предыдущего места.
Стихи. Хорошо стимулирует память разучивание стихов. Выбирать стоит небольшие произведения, лучше предназначенные детям.
Стихи с движениями рук. Надо повторять стихотворение и совершать при этом разные движения – загибать пальцы, сжимать кулаки, хлопать в ладоши.
Воспоминания. Вспоминать следует только приятные события, важно уделять время деталям.
Поиск букв. Для этого упражнения стоит использовать несложные тексты. Больному нужно находить и зачеркивать заданную букву.
Запоминание деталей. Нужно рассмотреть какой-либо предмет, а затем рассказать, какого он был цвета, размера, какие выделялись детали. Полезно такое упражнение во время прогулок. Начинать надо с простейших вещей.
Алфавит. Изучение азбуки особенно важно, если больной ее забыл. При изучении буквы стоит называть как можно больше слов, начинающихся на нее.
Предметы. Перед больным надо положить несколько простых вещей. Он должен запомнить их за 30 секунд. Предметы нужно убрать, а больной должен воспроизвести увиденное. Постепенно количество вещей можно увеличивать. Со временем упражнение стоит усложнять, например, просить не только воспроизвести названия предметов, но и указать, в каком порядке они лежали или какого цвета были.
По следам воспоминаний. Больному важны вещи, которые он хорошо знал. Для этого следует гулять с ним по его любимым местам, готовить его излюбленные блюда, включать музыку.
Сегодня мы предлагаем вам три упражнения на восстановление и улучшение памяти, которые вы сможете провести не только с человеком после инсульта, инфаркта или травмы, но также с детьми, коллегами или просто с самим собой.
Важны не только различные упражнения, но и двигательная активность. Следует занимать больного каким-либо делом, после консультации с врачом можно определиться с физическими нагрузками. Особенно полезно заниматься теми вещами, которые человеку были хорошо знакомы до инсульта. Сначала сработает мышечная память, что полезно для активации различных отделов центральной нервной системы.
Удачи вам и успехов. Мы – рядом!
Елена Чабан, психолог ДМООИО «Преодоление»,
Екатерина Сорочкина, специалист по связям со СМИ