Центр Преодоление > Помощь всегда рядом > Восстановление речи после инсульта. Консультация логопеда

Восстановление речи после инсульта. Консультация логопеда

С октября 2024 года Димитровградская местная общественная организация инвалидов-опорников «Преодоление» реализует проект — победитель конкурса Фонда Президентских грантов, «Помощь всегда рядом». Проект разработан в целях развития усилий ДМООИО «Преодоление» по созданию полноценной экосистемы помощи вокруг людей с ограниченными возможностями здоровья вследствие тяжелой болезни или травмы и их семей.
Мы продолжаем консультации специалистов проекта. Сегодня речь пойдет о восстановлении речи после инсульта. Нарушения речи после инсульта могут проявляться в форме афазий, дизартрий, дисфоний, сочетаться, как между собой, так и с поражением других психических функций, осложняться эмоциональными реакциями на болезнь. Рассмотрим виды нарушений речи и представим упражнения, которые можно проводить в домашних условиях.

Афазия — это нарушение всех видов и уровней речи, простыми словами, это распад речи (от лат. «не говорю») в результате чего утрачивается возможность говорить, понимать обращенную речь, писать, читать. Различная картина нарушений обусловлена локализацией очага поражения головного мозга.

Выделяют такие формы афазии, как:

  • эфферентная моторная афазия;
  • афферентная моторная афазия;
  • динамическая афазия;
  • сенсорная афазия;
  • акустико-мнестическая афазия;
  • семантическая афазия.

Степень выраженности афазии может сильно варьироваться от очень тяжелой степени до легкой, не препятствующей коммуникации в целом.

Эфферентная моторная афазия
Как проявляется: Нарушается плавность двигательной организации произносительной стороны речи, речь становится разорванной, скандированной, отмечаются сложности при произнесении слов и фраз, страдает чтение, письмо.
Пример:
«Как ты себя чувствуешь?», – спросите вы.
«Ха-а-а-шо», – ответит он.
«Ты будешь есть?», – спросите вы.
«Да-бу-ду-и-се-ть», – ответит он.

Упражнения для восстановления речи в домашних условиях при таком виде афазии:

  • Показывая те или иные предметы называть их, проговаривать все совершаемые вами действия. Задавать вопросы, которые подразумевают конкретный ответ простыми словами, типа «да», «нет».
  • Предлагайте петь вместе песни, считать, договаривать известные пословицы и поговорки.
  • Заведите тетрадь для списывания и последующего прочтения слов, предлагайте написанные слова делить на слоги, выделять ударения.
  • Предлагайте составлять фразы по сюжетным картинкам, мягко исправляйте ошибки, много читайте, выполняйте упражнения с восполнением пропущенных букв, слогов или просите перечислить какое-то названное вами слово по буквам.

Афферентная моторная афазия
Как проявляется: Нарушается способность произносить отдельные звуки, выполнять произвольные (по инструкции или по показу) движения, например, «высунуть язык», «улыбнуться», «вытянуть губы вперед». При этом непроизвольно эти движения выполняются легко. Проявляется в нарушении (поисках, заменах артикуляции в начале слова) или нечеткости артикулированной речи, страдает письменная речь.
Пример:
Человек не может ничего сказать в ответ на ваш вопрос.
«Как ты себя чувствуешь?», – спросите вы.
«И,а,у…», – попытается ответить он, пытаясь «поймать» первый звук, если речь очень сильно нарушена.
«Ты будешь есть?» – спросите вы.
«Я к-та-кашу буду и-еть», – ответит он, перебирая первые звуки в слове, если речь нарушена менее грубо.

Упражнения в домашних условиях при таком виде нарушения речи:

  • Сопровождайте все свой действия словами, задавайте простые ситуативные вопросы, не требующие развернутого ответа: «Ты будешь есть?», «Открыть окно?» и т.п.
  • Предлагайте вместе петь песни, называть по порядку цифры, дни недели, месяцы, а также вспоминать цитаты из любимых книг, фильмов.
  • Напишите печатными буквами наиболее используемые слова или фразы «ДА», «НЕТ», «ХОРОШО», «ДАЙ» и просите показывать в ответ на ваш вопрос или просьбу.
  • Заведите тетрадь, куда просите списывать по образцу привычные слова (свою фамилию, имя, отчество, родной город, имена близких, наиболее употребляемые в жизни слова).
  • Помогайте в диалоге отвечать развернуто, исправляя ошибки или задавая наводящие вопросы.
  • Играйте вместе в различные речевые игры и лото.
  • Читайте вместе различные тексты или скороговорки, пересказывайте прочитанные тексты.

Динамичная афазия
Как проявляется: снижается речевая активность или нарушается речевое программирование, т.е. страдает возможность «разворачивания» внутренней речи, появляется неправильный порядок слов, в частности, глаголы могут оказаться в конце предложения. Иногда родственники такого человека называют ленивым, удивляясь, что при возможностях повторять целые фразы, сам он молчит и ничего не говорит, либо говорит, но как будто не понимает или шутит.
Пример:
Человек может повторять за вами ваш вопрос.
«Как ты себя чувствуешь?», – спросите вы.
«Себя чувствуешь», – ответит он.
«Ты будешь есть?», – спросите вы.
«Щи да каша – пища наша», – ответит он, используя готовую конструкцию.
Упражнения в домашних условиях для восстановления речи при таком виде афазии:

  • Привлекайте к участию в диалоге, интересуйтесь мнением, побуждайте к ответам простыми словами: «да», «нет», «могу», «не хочу», «хорошо», «надо» и т.д.
  • Предлагайте читать знакомые стихи и простые рассказы. Можно вместе составлять фразы по сюжетным картинкам.
  • Обязательно имейте в виду, что если вы все действия будете предвосхищать и не позволять вашему родственнику участвовать в диалоге, то он не будет говорить очень долго.
  • Можно вместе придумывать рассказы по серии последовательных картинок.
  • Просите показывать предметы в комнате или на улице во время прогулки, чтобы преодолеть застревания.
  • Предлагайте списывать тексты с установкой на проверку ошибок и пересказом.

Сенсорная афазия
Как проявляется: возникают сложности понимания речи, появляется «отчуждения смысла слова», звуки речи воспринимаются искаженно, смешиваются между собой, одни слова заменяются другими. Такие люди очень эмоциональны, часто тревожны, так как не осознают, почему их речь для окружающих непонятная.
Пример:
«Как ты себя чувствуешь?», – спросите вы.
«Здравствуйте, красный свет», – ответит он, потому что не понял обращенную речь.
«Ты будешь есть?», – спросите вы.
«Я сегодня мылся», – ответит он.

Занятия, которые можно провести дома при таком нарушении речи:

  • Просите выполнять простые инструкции и показывать по инструкции предметы в комнате.
  • Напишите печатными буквами или крупно напечатайте слова и просите раскладывать подписи к предметным картинкам или простым сюжетным картинкам, устно вместе подбирайте определения к словам.
  • Предлагайте писать в тетради под диктовку слова и простые фразы.
  • Просите читать вслух простые тексты и отвечать на вопросы по содержанию.

Акустико-мнестическая афазия
Как проявляется: нарушается способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информации, сужается способность к запоминанию услышанной или прочитанной информации, появляется словарный дефицит.
Пример:
«Как ты себя чувствуешь, не болит ли сегодня голова?», – спросите вы.
«Голова?», – переспросит он, так как не успел запомнить фразу.
«Ты будешь есть?», – спросите вы, и он сможет вам ответит, потому что в диалоге будет чувствовать себя неплохо. Если же вы попросите рассказать, о чем он говорил утром по телефону с врачом, он ответит короткой фразой, не всегда отражающей суть.

Что можно делать дома для восстановления речи при таком виде нарушения после инсульта:

  • Можно просить показывать и называть различные предметы в комнате или на улице по 2-3 элемента (покажи стол, дверь, окно).
  • Выполнять сложные устные инструкции («зайди в спальню и на второй полке в шкафу возьми глазные капли и очки»).
  • Предлагайте прослушивать короткие радио-спектакли, а потом просите пересказать их.
  • В тетради под вашу диктовку просите писать различные тексты, а затем по памяти предлагайте их пересказывать через какое-то время, например, на следующий день.
  • Просите учить наизусть короткие стихотворения.

Семантическая афазия
Как проявляется: возникает неспособность понимать сложные логико-грамматические конструкции речи, особенно улавливать пространственную смысловую организацию фраз и текстов (таких как предлоги, наречия и т.п.).
Пример:
«Положи ложку справа от тарелки, но слева от чашки», – попросите вы.
Человек растеряется и не сможет понять, куда же ее положить.
«Возьми в шкафу книгу, которая стоит за вазой», – попросите вы.
Человек принесет вам вазу.

Упражнения в домашних условиях:

  • Предлагайте нарисовать план квартиры, различные схемы и маршруты (например, как пройти от метро до дома, как пройти от дома до магазина), можно работать с географической картой
  • Просите назвать время на часах или выставить по вашей инструкции стрелки циферблата.
  • Используйте компьютерные игры или собирайте пазлы.

Игры для стимулирования спонтанной речи

  • При всех формах афазии легкой степени необходимо стимулировать развернутую спонтанную речь. Для этого можно использовать различные игры, писать поздравительные открытки, письма и т.д.
  • «Слова по очереди» – игра для 2-3 человек, когда ведущий загадывает слово, например, «машина» и называет первую буку слова, а остальные участники, задавая наводящие вопросы должны угадать задуманное слово.
  • «Вставь прилагательное» – веселая игра, для которой надо заранее подобрать несколько небольших рассказов, записать на листе бумаги, пропустив в каждом тексте все прилагательные. Ведущий называет тему рассказа, например, «дом», а участники ассоциативно подбирают любые прилагательные, которые ведущий вставляет по очереди в пропущенных местах. После того, как все пропуски будут заполнены, ведущий читает вслух получившийся текст, можно сравнить его с оригиналом, всегда получается очень весело.
  • «Рассказ по кругу» – для этой игры необходимо подобрать и вырезать из бумаги 5-10 карточек с изображение различных предметов в рамках какой-то одной темы (например, машина, светофор, дорога, гараж, дом, человек). Цель игры – вытягивая по очереди карточку, составить предложение, чтобы в итоге получить связный рассказ. Например, на первой картинке был нарисован дом. Первый участник придумывает свою фразу с этим словом: «Я живу в доме». Второй участник тянет следующую карточку, где, к примеру, нарисован светофор: «Я живу в доме. Около дома сломан светофор», и так далее. Все участники, помимо того, что должны составить фразу по картинке, еще должны и повторить все предыдущие фразы.
  • Ну, и известная всем с детства «Игра в ассоциации», когда один участник загадывает какое-то слово, а другой, задавая наводящие вопросы по ассоциациям, должен угадать загаданное слово.

Конечно, лучше всего начать реабилитационные мероприятия с консультации специалиста. Для этого и реализуется проект «Помощь всегда рядом». Если ваш близкий столкнулся с нарушениями речи после болезни, мы рекомендуем в обязательном порядке получить консультацию специалиста. Для этого надо обратиться в Центр реабилитации инвалидов ДМООИО «Преодоление» и принять участие в проекте «Помощь всегда рядом». Тел. 5-94-56

ФондПрезидентскихГрантов#ДМООИОПреодолениеДимитровград#Проект_ПомощьВСЕГДАрядом

Поделиться новостью:

Добавить комментарий